А король-то – голограмма

Углубясь в неведомые горы,

Заблудился старый конкистадор

Н.С. Гумилев

A Hologram for the King

Бизнесмен предпенсионного возраста выехал в Саудовскую Аравию, курировать заключение большой сделки – на кону контракт на ИТ-инфраструктуру инновационого города будущего, любимой игрушки старого короля. Комиссионные от сделки решили бы все проблемы героя, покрыли бы все долги, все потери от неудачного запуска велосипедного завода. Где велосипедный завод и где ИТ-инфраструктура супергорода? Так получилось. Герой – хороший продажник, знакомый героя работает в фирме-консалтере фирмы, которая хочет поставить технологии, и, самое главное, герой когда-то был знаком с племянником короля.  Автор что-то знает о мире большого IT.

Дальше начинается удивительно правдивое повествование. Группа оказывается в инновационном городе-призраке среди дюн. Им выделяют шатер с дохлым кондиционером и велят быть готовыми представить свой проект королю в любой момент – никто не знает, когда это будет. И вот они неделями сидят в шатре, ловят слабый вай-фай из близлежащего черного небоскреба, где работают подрядчики поудачливей, едят, что взяли с собой из отеля. Я думаю, что все, кто достаточно много занимался контрактацией, попадали в такой сюр. Однажды все догадываются, что, если он не позвонил через три дня, это не значит, что его похитили с целью выкупа, или молния выбила из руки телефон, уничтожив все контакты. Если потенциального подрядчика пускают не дальше приемной и вежливо просят подождать еще пару часов до следующей недели, контракта не будет.

Я у Дэйва Эггерса до этого читала The Circle – забавную, но несколько поверхностную страшилку. Одна девочка нанимается в суперконтору Circle, которая сразу, как Google, Facebook и Apple. То есть, полное счастье – продукты делают такие, что презентации бьют по просмотрам блокбастеры, зарплата ого-го, коллеги говорят: “ну все, теперь ты с нами, жизнь удалась”, медицинская страховка – во, и сразу на всю семью, кампус – как Диснейленд на стероидах. А потом выясняется то, что и не скрывалось никогда – нечто ужасное и неизбежное. Расклад похож на “голограмму” – и там, и там герой, у которого нет ничего, встречается с силой, у которой столько ресурсов, что уже не может быть других целей, кроме построения нового мира. В “Голограме” новый мир не принимает старого героя, в “Круге” принимает и переваривает, захватив для компании друзей и родственников.