Постапокалиптики на воде

Если  достаточно долго сидеть на берегу этой реки, в моду войдет все, что ты любишь. В моем случае это обувь на низком каблуке и постапокалиптики. Их сейчас примерно миллион (если сложить с антиутопиями) – по понятным причинам, потому что наш мир 1915-2015 действительно заканчивается, заставляя ноосферу коллективно думать, что будет потом. Кроме того, постапкалиптик – один из самых уютных жанров. Приятно представлять себе, как под копьями атомного огня испепеляется вся запутанная и мелкая мутотень, которую мы сами себе придумали, а остаются понятные и базовые вещи: отстреляться от мутантов, набрать консервов, прожить еще один день.

Очень интересно, что второй “комфортный жанр”, книги, которые люди читают, чтобы получить ощущение тихого уюта, тоже не про единорогов и радуги. Это, конечно же, детективы и триллеры. Бесконечные однообразные истории, в которых кого-то убивают и что-то воруют, по своему умиротворяющему воздействию превосходят любое “солнышко чмокнуло кустик, птичка оправила бюстик и, обнимая ромашку, кушала манную кашку”. Агата Кристи полезней для душевного спокойствия, чем Джейн Остин, Гришем – чем эээээ ну не знаю кто сейчас пишет спокойную усадебную прозу. Стивне Кинг так вообще король транквила.

Я думаю, дело в том, что оба сюжета – про восстановление порядка, хотя и в противоположном направлении. Детектив/триллер начинается с нарушения норм и постепенно возвращается к ним, что всегда приятно. Даже если мошенник или убийца в конце торжествует, Ганибал Лектор слушает оперу в Рио де Жанейро, все равно там взрывы основ закончились, и мир пришел к порядку. Лектор, конечно же, регулярно дегустирует кого-нибудь, но тихо. Постапокалиптик рассказывает о наведении порядка методом превращения всего сложно-хаотического типа банковской системы в радиоактивный пепел. На осколках старого мира вырастает простой, понятный новый – с нормальными правилами. Никакого курса доллара, мухаха.

Прочитала два относительно свеженьких образца жанра, сюжет которых связан так или иначе с водой. Случайно так получилось.

Заводная девушка

The Windup Girl  “Заводная девушка” про мир после непонятного происшествия, отменившего использование углеводородов, атомной энергетики и, как я поняла, ГЭС, ветряков, солнечных панелей, всего такого. Для компенсации они начали мощно развивать генетику, получив много любопытных результатов – гигантских тягловых животных мегадонов, новый тип модифицированных людей – идеальных компаньонов и рабов и цепочки эпидемий выкашивающих новых болезней в придачу. Главной валютой мира стали калории еды, которых страшно не хватает.

Мне кажется, что автор мог вдохновляться романами Клавела – по структуре очень похоже: белый человек пытается добиться своих целей в джунглях интриг малопонятной ему азиатской страны. Дело происходит в Банкоге, где министр продовольствия бьется за власть с генералом-безопасником, остальные герои думают, что гнут свою линию, но, на самом деле, просто болтаются в жерновах чужого большого плана.

Канал имени Москвы

“Канал имени Москвы” – уже отечественное изделие, авторство “засекречено”. Я купила и прочитала из прагматических соображений: лучше знать, как в твоей стране представляют себе конец света.

Здесь я полностью согласна с тем, что сказала о книжке Анна Федорова, от которой я и узнала о “Канале” – такое впечатление, что автор на тебе учится писать. Прямо на твоей сетчатке уверенной и неумелой рукой складывает буквы в слова. Такое все эээ…. как в книжках из моей юности, тех, что про Бешеного, Жигана и Антибиотика. Только что боевки меньше, описания пейзажей больше.

Думаю, что самое большое сожаление Анонима состоит в том, что абсолютно идеальный сеттинг для московского постапокалиптика уже занят – и это метро. Из серии книжек Метро я одолела полторы, сделаны они еще хуже “Канала”, но сеттинг гениальный. Он может вытянуть очень многое. Кстати, костяные дворцы из раннего творчества фэнтезиста Пехова (который про Гаррета вора) тоже кажутся мне навеянными впечатлениями от московского метро.

И вот автор взял тоже вполне себе неплохой сеттинг – Дубна, канал имени Москвы, все эти шлюзы и подмосковные леса с болотами, выбрал безотказный сюжет “путешествие” и добаил немного мистики: души замучанных строителей канала под предводительством злого гения Сталина (эта часть, кстати, сделана без дурного вкуса). Возможно, здесь есть слабое влияние книжек беглого разведчика про Сталина и супер-девочку и небесталанный интернет-треш “Свет твоих глаз, тепло твоих рук”. Получится в меру популярная серия, с которой все понятно уже сейчас.

  • Андрей Приворотский

    Есть прекрасная крохотная монографийка Тиборра Керстхейи “Анатомия детектива” о детективе как истории о восстановлении порядка. Он там кроме прочего еще сопоставляет персонажей детектива с типажами волшебной сказки по Проппу.

    • http://www.gov-gov.ru Екатерина Аксенова

      Надо будет прочитать. На меня еще произвело впечатление эссе Умберто Эко о детективах и супермене. Там замечательно точно рассказывается, почему приятно читать детективы-серии типа Рекса Стаута.

      • Андрей Приворотский

        Я вас в ЖЖ, помнится, начал читать с поста об Эко и Супермене.

        • http://www.gov-gov.ru Екатерина Аксенова

          Я не помню этого поста! Какой ужас. Но помню саму книжечку и как читала и поражалась красоте мысли.

          • Андрей Приворотский

            Ну, я-то помню, потому что он тогда оказался очень в тему жизненных событий.

  • dana-lana

    А вы не читали “Вонгозеро”? Постапокалиптик тоже. Очень, очень плохо написанная книжка про на диво неприятных и картонных персонажей, но читается почему-то на одном дыхании. Возможно, потому что очень легко себя представить на месте героев – мир тихо угасает от гриппа, против которого не нашлось прививки, герои бегут прочь из заражённых городов.