Не жалкая букашка

уолтер айзексон леонардо да винчи

  

Leonardo da Vinci

Леонардо Да Винчи”, Уолтер Айзексон

Леонардо Да Винчи имел дело с самыми опасными людьми своего времени – Борджиа, Медичи, Сфорцо и Маккиавелли, а умер старцем, на руках у короля Франции. При этом, Да Винчи каждый раз обещал воинственным герцогам и хищным банкирам с три короба, выполнял только часть, сорвав все дедлайны, и это сходило ему с рук! Бастард, открытый гомосексуалист, большой скептик, исследователь трупов жил припеваючи в крайне традиционном и религиозном обществе. Вот он, свет истиной гениальности.

Автор, специализирующийся на биографиях хайповых гениев (Стив Джобс, Эйнштейн, Франклин, Киссинджер) добрался до самого гениального гения. И это получилось так нескучно и славно, что я уже думаю о его других работах, особенно, о знаменитых американцах. Это хорошая, последовательная книга, в которой ясно освещаются жизненные этапы и особенности главных работ.

Главный урок истории состоит в том, что очень важно серьезно относиться к своей работе и хорошо документировать то, что делаешь. Записные книжки Леонардо, как мне кажется, главное его произведение – это тысячи листов первоклассных наблюдений и исследовательских выводов. Там нет изобретений, которые бы всерьез повлияли на прогресс – все эти нелетающие вертолеты, невозможные подводные костюмы, планы непостроенных городов – они же ни к чему не привели. Были провидческие вещи: например, догадка о принципе устройства клапана аорты, которая подтвердилась столетия спустя, или представление о функции плаценты. И эти инсайты тоже не имели прямого влияния. Тем не менее, великий человеческий опыт пристального описания окружающего мира как-то так правильно схлопнул волновую функцию, что началась эпоха прогресса.

Очень интересно, что, в общем, дикий пятнадцатый век давал людям возможность хотеть странного и, при этом, вполне прилично жить. Леонардо Да Винчи был совсем плохим исполнителем контрактов. Эпическую фреску “Битва при Ангари” оставил на этапе эскизов и набросков – как бы не старался заказчик его простимулировать. Есть версия, что сложное для такого большого произведения помещение – слишком маленькое с странным светом – задавало неразрешимые задачи по просчитыванию ложной перспективы, которая обеспечивала бы правдоподобность изображения. Смотреть на эскиз “битвы” ехали все молодые художники страны, да и сейчас копии копий с него впечатляют. “Тайную вечерю” Да Винчи закончил, но писал ее страшно долго, а также выбрал неудачную технологию: многослойное покрытие масляными красками облетело почти сразу после окончания работы. Сейчас мы можем только примерно представить себе замысел автора – реставрация с элементами регенерации не возвращает те самые детали и краски. “Мона Лиза” писалась по заказу давнего товарища отца художника – нотариус Да Винчи оформлял все бумаги для торговца шелками Джокондо. Судя по тому, что Леонардо увез главный оригинал портрета за собой во Францию, чтобы уже совсем закончить работу над ним, а потом картина оказалась в руках давнего компаньона, ученика, помощника и, вероятно, любовника Салая, заказчик ничего так и не получил.

Это тот случай, когда варварские дворцовые нравы послужили добру – при дворе должны были обретаться умники, которым, по-моему, платили просто за факт их участия в светской жизни, ну вот, Леонардо Да Винчи хорошо подходил на эту роль. Заказы-то, в основном, заваливал, поэтому институт патронатства его и кормил. Я думаю, что все правители, которым он обещал способы осушения крепостных рвов, методику бесшумной переброски войск, конструирование невероятных осадных орудий, суперлегкие и дальнобойные пушки, танки – и прочее невероятное, прекрасно понимали, что этого никогда не будет. Борджиа и Медичи тоже неглупыми людьми были, в конце концов, денег на содержание гении требуют не так много.

Ну и сам Леонардо Да Винчи умел жить при дворе, потому что был красивым, веселым и щедрым. Знал, как организовать пышнное празднество, придумывал экстравагантные постановки для двора. Видимо, хорошо у него все было с эмоциональным интеллектом, мог и не унижаться, и пользоваться покровительством. Эта часть в биографии не раскрыта, потому что без привлечения вымысла, разобрать, какие именно отношения связывали его с покровителями. Франциск I, король Франции, похоже, более прочих понимал, с кем имеет дело, уважал и по-своему любил. И был добрее прочих к старому уже гению: даже не симулировал какие-то заказы, просто дал дом с виноградником около собственной резиденции (и подземным ходом в замок!), дал работу по конструированию утопического города мечты, дал условия для личных изысканий и много беседовал. Возможно, чувствовал себя немного Александром Македонским в компании Аристотеля.

Так что Мона Лиза хранится в Лувре по справедливости – Франциск I это заслужил.