Кровь на реголите

Luna: Moon Rising 

Честное завершение трилогии о жестоком и восхитительном мире лунных корпораций. Сначала я думала, что это крепкий старомодный сай-фай с одномерными героями и любовным прописыванием деталей функционирования стилсьюта, включая информацию, как в нем блевать и как умирать, но нет. Дело даже не в том, что автор очень постарался и прописал сложную интригу, в которой я несколько раз сбивалась – кто кого заманил в ловушку и как именно переиграл. Для меня гранд-финал трилогии собрал сагу о Луне в настоящую историю о будущем.

Там же как все устроено: первые два романа пять драконов – семьи-корпорации, смешно повторяющую национальную структуру БРИК с добавлением Австралии – дерутся за сферы влияния. Маккинзи не без манипуляции Санов раскатали бразильцев Корта и отняли их бизнес по добыче гелия, разбитые, но несломленные Корта при помощи русских Воронцовых отомстили им страшной местью, все друг с другом судятся, берут заложников и убивают. В третьем томе оказывается, что это не просто пацаны реголит делят, у каждой семьи есть свой проект ослепительного будущего – Луны не как сырьевого придатка Земли, а нового мира. Фронтира будущего.

Воронцовы мечтают создать космическую станцию, которая станет ключом к освоению всей Солнечной системы, Асамоа мечтают о превращении поверхности Луны в райский сад с гигантскими деревьями и мегафауной, Сан работают над построением цифрового коммунизма. Земная коалиция, правда, имеет свое мнение насчет возможности лунного суверенитета. Вот это очень здорово описано – всеми движет мечта о новом мире.

Автор еще интересный крен для лунного общества придумал: там все очень ритуализированно, куча разных красивых церемоний придумана. Бои эти на ножах в суде. Церемониальные кинжалы из метеоритного металла, которые могут быть только в руках истинного Корта – чистого сердца и чуждого алчности. “Семья прежде всего – семья навсегда”, “Маккинзи платят долг трехкратно”, Леди Луна. Каждая семья построила себе в своем неповторимом стиле цитадель: китайцы возвели Дворец вечного света – яркую звезду на одном из пиков, где всегда светит солнце. Асамоа развели сад практически с деревом Гондора посередине. Наверное, у всех в глубине души есть место для театральных жестов. Да что там, иногда так и для опереточных совершенно выходок. Кто не говорил в нужный момент “Дракарис”, тот не жил. Так что вот это все наверченное и невозможное в жизни читать очень приятно.

Еще в прошлых книгах я этого не замечала, но здесь автор основательно развернулся со словарем. Много снобских новых слов, которые я не знала: gantries, avarice, valise, sririca, scintillas, harchata, apelido. Давно я столько не заглядывала в словарь при чтении!

И сеттинг стал еще лучше к третьему роману. Ужасный и прекрасный искусственный мир, вырезанный в спутнике, готовом убить человека тысячью способов. Кто приезжает, поражается, как там вообще можно жить – в этом Мордоре, кто уезжает – понимает, что только там и жил. Короче, Луна – это наша Москва.