Вселенная как платформа

How Star Wars Conquered the Universe: The Past, Present, and Future of a Multibillion Dollar Franchise

Как «Звездные войны» покорили Вселенную. История создания легендарной киносаги

Книжка начинается с того, что автор ищет для спецпроекта людей, никогда не смотревших фильмов Star Wars – там, сям, в резервации индейцев ищет. Выясняется, что даже немногочисленные “девственники” все равно знакомы с основными культурными кодами из фильмов – человек в маске и черном плаще, маленький зеленый с ушами, световой меч. Никто не знает, откуда он это знает, но все знают. В этом магия SW, смешного фантастического кино для подростков, которое вдруг стало частью коллективного сознания.

Дальше идет много-много анекдотических сведений и фактов, прикрепленных к истории создания саги. Там есть легкий перекос в детство Лукаса – комиксы, Флэш Гордон и увлечение гонками, который не особенно портит книжку. Меня поразило, что Джордж Лукас не существовал сам по себе, а дружил, соперничал и сотрудничал с Спилбергом, Копполой. Есть даже легенда, что одну неплохую идею он подарил Спилбергу, как Пушкин – Гоголю, потому что тому не давали снять кино о Джеймсе Бонде: “Зачем Бонд, если можно снять фильм со своим героем. Пусть это будет археолог, который живет, как супергерой. А зовут его, скажем, Индиана Смит”. Ну нет, – сказал Спилберг: “Смит это скучно. Пусть будет Индиана Джонс”. Там взаимное влияние очевидно, поэтому “Звездные войны” – это не только “Семь самураев” Куросавы, но и “Апокалипсис сегодня”. Ну и вообще, поскольку у Лукаса был некоторый шанс попасть на войну и там погибнуть, его история о борьбе маленьких смешных повстанцев с Империей – это не то что бы сильно комплиментарная США рефлексия. А, тем не менее, одно из самых про-американских кино ever.

Очень много в книжке про фанатские сообщества: всемирный клуб дядек, которые делают достоверные костюмы штурмовиков и ходят в них сплоченными группами на релевантные мероприятия. Они же хорошо фандрайзят на благотворительность. Узкое сообщество инженеров, делающих в разной степени работающие прототипы R2D2. Когда Лукас узнал, сколько стоит такой фанатский – очень хорошо работающий прототип – и вспомнил, во сколько обходится его реквизит, то очень расстроился. Есть еще много сплоченных  групп, которые разным таким занимаются – даже традиция разбить палаточный лагерь около кинотеатра и ждать там премьеры, чтобы первыми посмотреть очередной эпизод, стала отдельной субкультурой.

Если отбросить чисто фанатскую фактологию, то интересных тезиса в книге два. Первое – это то, что все такое стройное, как сейчас кажется, здание двух трилогий, не было продумано сразу, а создавалось по мере съемок. После первого фильма Лукас не знал еще, кто такой Вейдер. Понимание общей арки канонической трилогии – становление Люка Скайуокера как суперджедая и восстановителя галактической демократии – пришло только к моменту, когда Лукас дописывал сценарий третьего фильма. Идея большого сюжета двух трилогий – грехопадение и искупление Энакина Скайуокера стала ясной чуть ли не к “Мести ситхов”.

Не было никогда единого генерального плана, все собиралось по ходу дела. Менялись имена героев, их роли и сюжеты. Все плыло постоянно, все как-то собиралось и разбиралось. Сценарии давались Лукасу мучительно, поэтому финалы он дописывал уже к завершению съемок. Это уже потом, когда закончилась работа над трилогиями, Лукас познакомился с работой Кэмпбелла “Тысячеликий герой”, страшно впечатлился, пообщался с Кэмпбеллом и начал называть его своим учителем. Я под эту дудочку даже потратила кредит в Audible – и зря заранее не почитала, что “Тысячиликий герой” весь строится на фрейдистских идеях, которые я считаю чистой метафорой и, в общем, ерундой.

Второй фактор успеха Звездных войн – это, хотя и зарегламентированная, но все-таки открытость платформы. Галактику оживляют десятки авторов книжек, комиксов, мультсериалов (самый лучший делал наш бывший соотечественник, кстати), все живет и шевелится.

Я сама никогда не увлекалась всей этой историей, пока у нас не вырос сын, и  практически живу во вселенной Звездных войн – Костя не видел ни одного фильма целиком, но примерно год назад как-то уловил идею саги, очаровался идеальным комбо: рыцари + космос + динозавры. Полгода назад он попросил меня пересказать ему общий сюжет. С тех пор мы постоянно обсуждаем ВСЕ – устройство R2-D2, тактику основных космических сражений канонической трилогии, вопрос добровольной киборгизации, жалко ли дроидов. Вечерами смотрим избранные фрагменты фильмов на ютюбе, особым успехом пользуются уничтожение первой Звезды смерти и битва при Эндоре.

 

А еще у нас есть энциклопедия. Хорошая энциклопедия, там все структурировано по героям, местам действия, ключевым событиям – можно быстро набрать экспертное знание, если вам нужно регулярно вести беседы на эту тему.